В июне команда Жёлуди отправилась в большое путешествие по Крыму. В нашей программе было очень необычное место. Мы узнали, что здесь можно увидеть интересную коллекцию деревьев бонсай. Надо сказать, что такая выставка – даже в Москве дело нечастое, поэтому мы решили в обязательном порядке увидеть это своими глазами.
Рекомендуем всем ценителям этого удивительного искусства. И в сегодняшнем большом интервью для нашего проекта мы общаемся с владельцем коллекции бонсай и соучередителем питомника «Добры жук» Александром Пожидаевым.
— Александр, расскажите, пожалуйста, о себе.
— Я бонсаист. Работаю руководителем производства питомника декоративных растений «Добрый жук». По образованию я биолог-исследователь.
— Бонсай – такое необычное и редкое хобби. Как давно вы этим занимаетесь, где учились и как решили превратить это в свою профессию?
— Я начал заниматься бонсай в 2004 году, еще во время учебы на третьем курсе биологического факультета Таврического Национального Университета, сейчас он называется Крымский Федеральный Фниверситет. После университета я поработал в ландшафтной сфере, и семь лет назад мы с группой единомышленников создали собственный питомник декоративных растений «Добрый жук». И уже на базе питомника, который выращивает традиционный ассортимент декоративных растений, собрал интересную коллекцию бонсай, которая включает растения Анатолия Анатольевича Анненкова, Михаила Грачева и мои.
— В цветочных магазинах нередко встречаются деревца в плошках, которые продаются как бонсай. Некоторые фитодизайнеры в шутку называют такие бонсаи из супермаркета «моллсаями». Можно ли считать эти деревца из ближайшего цветочного бонсаем?
— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сказать пару слов об истории развития культуры бонсай в России. Дело в том, что как только наши российские мастера начали осваивать это направление, выяснилось, что за границей – в частности, в Голландии и Китае, существует целая индустрия по выращиванию заготовок для бонсай. Если оценивать такие растения по эстетическим характеристикам – они не всегда хорошего качества, но эти заготовки достаточно дешевы, их не сложно приобрести, чтобы сформировать свое растение. И именно тогда в нашей профессиональной среде начались споры о том, что же такое настоящий бонсай. Я считаю, что такие растения тоже, безусловно, относятся к бонсай. Над ними работал мастер, они специальным образом посажены в плошки. Другое дело – насколько это деревце будет красивым, изящным, соответствует ли оно определенным канонам. Такие споры мы можем перенести на любой объект искусства. К примеру, картина художника может быть гениальной или посредственной, но она не перестает от этого быть картиной, произведением изобразительного искусства. С точки зрения эстетики и качества исполнения бонсай может быть очень разным, но в любом случае это бонсай, плохой или хороший. Даже из «моллсая», приобретенного в обычном магазине, можно сформировать прекрасное дерево. Все будет зависеть от того, в чьих руках это дерево окажется.
— А как вы относитесь к своим растениям?
— К свои растениям я отношусь очень просто. На этапе, когда я сажусь работать над деревом, для меня это заготовка. По результатам работы оно превращается в лучшую версию себя с точки зрения образа, эстетики, агротехники. Но при этом, когда я сяду нам ним работать в следующий раз, он тоже будет для меня «заготовкой», и я попытаюсь его улучшить, насколько смогу. Очень сложно провести грань, где бонсай, а где заготовка. У некоторых ребят, особенно на начальной стадии увлеченния, возникает мысль о том, что за один раз можно сформировать прекрасное дерево. На практике чаще всего приходится работать над растением постоянно, ежегодно. Кстати, японцы относятся к этому именно так - каждый раз можно что-то сделать лучше.
— Чем ваши растения отличаются от деревьев бонсай других мастеров?
— Каждый мастер следует своему видению, у каждого своя эстетика, свой взгляд, сколько сил и времени на это нужно тратить, свои идеалы и образы растений. И здесь есть две важные составляющие – собственно возможности того или иного дерева и мастерство человека. Так же, как в любом другом направлении искусства, именно эти отличия придают работам индивидуальность, которая так ценна.
— Каким был ваш первый собственноручно созданный бонсай? Это был успешный опыт?
— Мое первое дерево, к сожалению или к счастью, не сохранилось в коллекции. Я его высадил в лесу. Почему я так сделал? Свои первые знания о бонсай, как и большинство новичков, я получал из книг, которые были доступны в начале 2000х годов. И на тот момент я следовал прочитанной информации, что лучшие бонсаи получаются из растений, выращенных из семян и черенков. И шел по этому пути. При этом, ни в одной из этих книг не было сказано, что конкретно нужно сделать с этими сеянцами и черенками. У бонсай есть определенные образы. Какие шаги нужно предпринять, чтобы крохотный сеянец вырос таким – кряжистым, с толстым основанием, хорошо расположенными ветвями, корнями - информации не было. Через несколько лет стало понятно, что эти деревья не превратятся в бонсай, если я не изменю технологию выращивания. Дерево нужно разгонять, нужно дать ему возможность активно расти, чтобы у него сформировалась красивая крона. Оказалось, что сеянец лучше высадить в открытый грунт, по специальной технологии вырастить его там, а уже потом приступать к работе по формировке. И это немного другая сфера – она относится не к искусству, а именно к производству хороших заготовок из растений. Это другая агротехника. И в итоге я стал брать более возрастные растения, чтобы иметь возможность намного быстрее сформировать из них что-то красивое. Моими первыми растениями были сеянцы можжевельника виргинского. Понятно, что из них вряд ли бы мог получиться хороший бонсай.
— Каким был ваш самый большой успех и самое большое разочарование?
— Что касается разочарований, самое обидное – когда растения погибают. Это неизбежно происходит в большой коллекции. Чем больше было надежд на это растение, чем лучше была заготовка, тем разочарование сильнее.
Успехи – они тоже связаны с формированием растений. Но здесь, как я уже говорил, нельзя поставить над каким-то растением точку. Это всегда субъективное мнение, каждый бонсаист оценивает растения со своей точки зрения. В моей коллекции есть несколько растений, которые я считаю хорошо сформированными, я вижу в них потенциал, представляю, как они будут развиваться, но при этом я также вижу и их недостатки, которые пытаюсь исправить из года в год.
— Бонсай – это всегда очень сложно? Бывает ли «бонсай для начинающих»? С чего начать, если человек пока только осваивается и делает первые шаги?
— В бонсай есть две важные составляющие – это искусство и агротехника. Есть визуальная составляющая, и есть очень важная уходовая, техническая сторона. Бонсай – это кропотливый труд. И очень часто люди недооценивают важность правильного полива, подкормок и других агротехнических мероприятий. Это рутина, на которой отсеиваются очень многие люди. Это действительно сложно и занимает много времени. Поэтому скажу так: начать заниматься бонсай очень легко, а остаться в этом увлечении на годы – по-настоящему сложно. А если говорить об искусстве – здесь каждый человек оценивает работы с точки зрения своего опыта и восприятия, это всегда очень субъективно. Мы знаем, что даже великие художники прошлого часто по много раз переделывали свои работы, хотя, скорее всего, зрители не заметили бы в них изъянов. В бонсай также постоянно развиваешься, видишь моменты, которые не были учтены ранее. Это постоянный рост. И в этом тоже есть сложность. Хотя, планомерное развитие, наверное, в какой-то мере, проще, чем резкие скачки.
- Можно ли сделать бонсай из любого дерева? Или используются только особые виды? Годится любое растение, или оно изначально должно обладать особыми характеристиками? Можно ли создать бонсай из собственного сеянца?
— Это не совсем корректный вопрос. Можно формировать бонсай практически из любого дерева, так же как, к примеру, можно нарисовать картину любой краской. Но говоря о бонсай мы не зацикливаемся на определенном ботаническом виде, для нас важнее образ растения. Хотя, существуют коллекции бонсай, собранные по ботаническому признаку. Могу сказать по опыту, что лучше получить материал, в большей степени соответствующий какому-то образу бонсай, чем просто материал с хорошими характеристиками того же размера листа. Для меня важнее качество заготовки, эстетическая сторона. Ботанику тоже никто не отрицает. К примеру, лично я бы не брался за формирование бонсай из грецкого ореха или каштана. Хотя, есть мастера, которые работают с этими растениями, это своеобразный профессиональный вызов.
— Есть ли в России какие-то наши, местные наработки, чем мы могли бы гордиться?
— Что касается собственных российских наработок. В России есть бонсайное сообщество. Но в этетическом плане мы идем в фарватере японского и европейского бонсай. Каких-то особых российских наработок с точки зрения искусства я не видел.
— Сколько лет формируется настоящий бонсай?
— Это тоже не совсем корректный вопрос. Настоящий бонсай может сформироваться и за один присест из хорошей заготовки. И здесь может идти речь и о растении, взятом из природы, так называемом ямадори, и кустарнике из садового центра. Если это растение соответствует видению и потребностям мастера. Но при этом каждый последующий год мастер будет улучшать свой результат. Хороший бонсай можно получать и всю жизнь – все зависит от того, как конкретный мастер видит свое дерево.
— Когда можно сказать, что «дерево готово»? Есть ли тот момент, когда внешние изменения заканчиваются и деревце становится ровно таким, каким его задумал мастер?
— Это может случиться и через час работы или не случиться никогда. Бывает, что дерево просто не дает мастеру сформировать желаемый образ, и приходится останавливаться на каком-то промежуточном этапе формировании. Я считаю, что «дерево готово», как только мастер внес все улучшения, которые хотел внести и не считает нужным добавить что-то еще. А в следующем году все повторится. Как я уже рассказывал в своем ответе о заготовках.
— Настоящий бонсай – это всегда профессиональный уход? Растение для знатоков? Люкс в мире растений, где для поддержания деревца в заданной форме нужно или обладать глубокими специальными знаниями, или регулярно платить специалисту за уход?
— Да. Лучше, если это профессиональный уход. Поливать и удобрять растения может и непрофессионал. Это ежедневная рутина, с которой по силам справится обычному человеку. Создание образа, поддержание и контроль развития растения – уже задача профессионала. Хотя, некоторые непрофессионалы справляются и с этой задачей.
— Какие условия нужны, чтобы бонсай жил долго?
— Здесь все упирается в ботанику. У всех людей разные условия – это может быть и обычный подоконник, и зимний сад или оранжерея. При желании можно подобрать растения практически для любых условий, это выбор исходного материала. К примеру, сосна или можжевельник не смогут жить на обычном подоконнике. А фикус в саду замерзнет, а на подоконнике будет жить годами.
— Может быть, вы знаете, где в нашей стране обычный человек может увидеть настоящие бонсаи?
— Бонсаи очень высокого уровня можно увидеть в частных коллекциях и на специализированных выставках. К сожалению, такие выставки не проводятся в маленьких городах. Важное события этого года – выставка Игоря Ислентьева в Санкт-Петербурге, там будут представлены его работы, и в рамках мероприятия планируются интересные мастер-классы. Также осенью планируется большое мероприятие в Москве, насколько я знаю, выставка будет проводиться на базе «Орхидиума». Также свои мероприятия периодически проводят известные мастера, такие как Андрей Дарусенков или Валерий Пител. В нашем питомнике «Добрый жук» в Крыму действует постоянная выставка бонсай, у нас вы можете посмотреть на такие деревья круглый год в любой день недели.