Сегодня у проекта Жёлуди очень необычный гость. Мы будем говорить про садовые редкости. Только на этот раз они будут не из ботанического сада, питомника или частной коллекции. Необыкновенные растения живут в саду при обычной школе далеко от столицы.
Как вырастить школьный сад редкостей и сделать уроки ботаники незабываемыми - рассказывает Екатерина Миляхина, учительница биологии школы №50 города Орла.
- Екатерина, расскажите, пожалуйста, как возникла идея создать такой необычный сад при школе? Есть ли в вашем городе похожие сады в других школах?
- Я люблю ботанику с детства. Моя мама работала учителем биологии и химии, у нас был прекрасный сад. Увлечение стало моей профессией. Однажды, еще в студенчестве, мне запомнилась фраза голландца, который, уж не знаю как, проездом оказался в наших краях. Я спросила его о том, что его больше всего впечатлило в России. Ответ стал для меня полной неожиданностью: «Как много у вас земли, и как плохо вы к ней относитесь!». Тогда он подействовал на меня как пощечина. И заставил задуматься о том, что мы сами можем сделать для того места, где мы живем. Так со студенческих времен у меня появилась мечта стать учителем биологии и сделать такой сад, за который будет не стыдно ни мне, ни моим ученикам, ни моему городу.
В студенческие годы я была на практике в 18 школе города Орла. Там был создан настоящий биокомплекс с маленьким зоопарком, в котором они воспроизводили типичные ландшафты средней полосы, с водоемом, типичным набором деревьев, цветов, грибов, проводили практики и комплексные исследования. Это было очень интересно.
Большим источником идей для меня стал парк Орловского Государственного Аграрного Университета – здесь тоже есть на что полюбоваться.
Когда я начинала работать в школе в Красой Заре, там был прекрасный сад с цветниками и возрастными деревьями. Это тоже наложило свой отпечаток. И вот, когда недалеко от моего дома открылась новая школа, я с радостью воспользовалась возможностью прийти сюда работать. На новой территории был запланирован сад, и так как раньше на этом месте не было никаких посадок, появился прекрасный шанс не исправлять чужие ошибки, а сделать что-то свое с нуля. Мы хотели сделать сад, которого ни у одной школы вокруг до этого не было.
Я много бываю в ботанических садах, общаюсь с коллекционерами редкостей, отслеживаю садовые тенденции. И выбираю растения, которые будут и интересными, и показательными. Потому что для моего предмета, биологии, сад – это обучающая система. Детям нужно показывать это вживую, что биологию можно потрогать, понюхать, попробовать на вкус, можно посадить растение и посмотреть, как оно растет, можно привлечь в сад животных. Биология – это очень живая наука, и невозможно преподать ее интересно без такого школьного сада.
- Как давно он существует ваш школьный сад?
- Наш сад открылся вместе со школой. К 1 сентября 2010 года я посадила несколько кустов пионов, и с тех пор идет его непрерывное развитие.
- Это обычная школа или школа с биологическим уклоном?
- У нас обычная школа. Периодически мы набираем в 10 классе группу с углубленным изучением биологии. Я считаю, что для городской школы особенно важно создавать такие сады. Сельские дети в большинстве своем имеют возможность пообщаться с природой, у них есть приусадебные участки, а многие жители городов этого просто не видят. Школьный сад для нас и прогулочная площадка, и полигон для наших биологических экспериментов и наша гордость перед другими школами. На данный моей наш школьный сад – самый красивый в городе.
- Какова площадь сада? Есть ли у него какие-то особенности?
- Площадь нашего сада – полтора гектара. Территория вокруг школы продувается холодными ветрами, и это наша большая проблема. Отчасти сад – это способ защититься от ветров и сформировать комфортный климат. Когда школа только начала свою работу, в 2010-11 годах, территория была совершенно голой. Летом, в жару, когда мы организовывали летний лагерь для малышей из начальных классов, приходилось делать специальные тенты и палатки, чтобы дети во время прогулок могли укрыться в тени. Посадка деревьев стало шагом для формирования комфортной среды на территории школы. Конечно, заметный эффект от деревьев можно увидеть лет через 10-15 после посадки, но мы к этому идем.
- Кто стал идейным вдохновителем сада, и кто сейчас занимается его развитием и ежедневным уходом? Школьники в саду – зрители или настоящие садовники?
- Идейным вдохновителем являюсь я. Меня в этом деле очень поддерживает директор школы, Наталья Михайловна Прохорова. Школа у нас очень красивая, с талантливыми учителями, а сад является ее визитной карточкой. Среди наших школьников есть настоящие садовники, которые всеми силами помогают нашему делу. Работа в саду не только интересно, но еще и приятное. Ребятам перепадают садовые вкусности – ягоды, овощи с огорода, яблоки и даже, бывает, цветы на букеты для мам. Когда я набираю кружок из пятиклассников, я их обязательно угощаю тем, что выросло в нашем саду. Мы не просто разбираем биологические вопросы, а, к примеру, зимой пьем чай с вареньем из ягод, которые выросли здесь, на территории. Малыши понимают, что биология – это интересно, вкусно и радостно. Часто наши выпускники только после ухода из школы понимают, насколько это особенное место, во время учебы для них это норма. Они заходят к нам в гости посмотреть на растения, которые они посадили, пока учились здесь, это очень теплые и радостные эмоции. Кроме того, у нас есть летняя полевая практика по биологии – это групповая работа в саду в течение недели, она занимает 2-3 часа в день. Ребята занимаются прополкой, обрезкой и другими уходовыми работами за растениями.
- Насколько сложно создать школьный сад? Вам кто-нибудь помогал?
- Конечно для создания такого сада нужен огромный энтузиазм. Но если он есть – легко находятся и желающие помогать. Наши первые цветники мы посадили на учительском субботнике в год открытия школы. Тогда я еще работала воспитателем группы продленного дня, и вместе с нами, учителями, с удовольствием сажали растения ученики 3-4 классов. В саду есть даже деревья и кустарники, посаженные такими маленькими детьми. И они успешно растут. Очень помогают неравнодушные родители – они нам купили шланги, опоры для цветов и другие полезные садовые приспособления. Вносят свой вклад учителя и сотрудники школы. Люди видят красоту, и хотят поучаствовать в ее создании. Приносят цветы, деревца, удобрения.
- Многие растения в вашем саду – настоящие ботанические редкости. Как они появились у вас? Есть ли у вас растения, выращенные из семян и черенков?
- Большинство растений в нашем саду выращено из семян и черенков. Если есть возможность с кем-то обменяться посадочным материалом, я всегда ей пользуюсь. Привожу семена, черенки и растения из своих поездок, что-то покупаю. Мы дружим с коллекционером растений, Евгением Абрамовым, основателем проекта «Свой дендрарий» в ВК. Он подарил нам целую дальневосточную коллекцию, узнав о том, что у нас здесь школьный сад. Мы экспериментируем с интродукцией растений.
- Какие необычные древесные культуры растут в вашем саду?
- Из необычных растений, нечасто встречающихся в средней полосе: бундук двудомный, катальпа бигнониевидная, скумпия кожевенная, гибриды магнолий – пока молодые деревья. Коллекция видовых сосен: жёлтая, чёрная, горная, веймутова, гималайская, сибирская и европейская кедровая. Коллекция можжевельников. Орехи: маньчжурский, грецкий, сердцевидный, серый, кария овальная. Грецкие орехи уже начали давать плоды, остальные растения еще маленькие. В этом году зацвел каштан посевной, но до плодов ещё ждать долго. Из экзотических плодовых - шарафуга и полверия, рябина гранатная, мушмула германская, айва обыкновенная, последние два из семечка. Особая гордость - коллекция сирени. Ее у нас более 25 сортов, плюс видовые --венгерская и амурская. Сирень размножаем порослью и начали её высадку на улице Картукова в рамках ежегодной акции «Сирень Победы». Пока 11 молодых кустов, на следующий год посадим еще. В школьном саду растут абрикосы, выращенные из косточек – они уже дают ароматные вкусные плоды.
- Расскажите о вашем самом экзотическом зеленом питомце.
- Самый экзотический обитатель нашего сада – кактус опунция распростертая. Она уже несколько лет растет, цветет и зимует в открытом грунте. А еще лотос Комарова – мы только высадили его из семян, пока он живет в водоемчике на 120 литров. А еще мы специально заносили в сад грибы – маслята, рыжики и белые. Но, учитывая нашу сухость, пока хорошо растут только маслята.
- Что вы считаете своим самым большим садовым успехом? И самой большой неудачей.
- Самый большой успех – сам парк. А на мелкие неудачи мы уже не обращаем внимания.
- Есть ли у вас какие-то новые планы?
- Планы громадные: на грядке подрастает рассада рододендронов из семян, планирую сделать моховый уголок, черешни побольше насажать – вкусно же). Выяснить все виды птиц и летучих мышей в нашем парке с ребятами.
- Что вы посоветуете тем, кто хочет выращивать редкости на своем участке?
- Читать умные статьи современных авторов и не бояться!
- Спасибо за это прекрасное интервью. Как жаль, что у нас в детстве не было такой чудесной школы. Желаем вам, вашим ученикам и коллегам огромных успехов в этом замечательном деле!
Друзья, а в нашем магазине Жёлуди вас ждут семена деревьев, кустарников и лиан со всей России и из стран ближнего зарубежья для вашего сада мечты!